Verification: 7f2c860b9b6f6be8 Послесловие. Часть 4. Трое с оружием.

Послесловие. Часть 4. Трое с оружием.

Пост обновлен 22 дек. 2018 г.

«Нет надежды – нет страха»

(надпись на шпаге Караваджо)


Девушку под именем Жанна д,Арк во Франции не знали. И уж тем более, не знали Орлеанской Девы. Pucelle – так звали её, под таким прозвищем вошла она в историю, только на суде произнесла имя Жанетта. Но вы в любом случае поняли о ком пойдет речь. А знаете ли вы, что у Девицы было много оружия? Да, главной её принадлежностью был штандарт. Но были и вполне себе конкретные мечи. Сразу оговоримся, что оружие не сохранилось. По негласным законам рыцарства тех времён меч, принадлежавший герою, уничтожался, если герой погибал. Вспомним легендарный Эскалибур. Сама Жанна на допросах не дала никаких показаний о своём оружии и доспехах. Ничего конкретного. А ведь мечи были. И среди них один, ставший легендарным. Как сам меч, так и история его появления у Жанны – загадка.

В церкви Сен-Катрин-де-Фьербуа – другими словами в церкви Святой Катерины в местечке Фьербуа, где она молилась на пути к дофину в Шинон и нашелся тот самый меч для неё. Пять выгравированных крестов – его отличительная черта, лежал он неглубоко в земле за алтарем. Как и сказала Жанна. Это она послала за мечом спустя некоторое время после того, как приехала на знаменитую встречу с будущим королём. Уже и доспехи были изготовлены, и штандарт, но нужен был меч и желательно меч священный. Почему Девица не взяла это оружие сама, когда была в церкви? Почему не поехала за ним, а послала письмо к монахам месяц спустя с просьбой откопать меч и передать с гонцом? Загадка. Сама Жанна на суде объяснила, что голос указал ей на то, где лежит священный меч, который ей предназначен. В церкви Святой Катерины находилось в то время много оружия. Историки предполагают, что сама Жанна могла видеть висящий среди прочего оружия меч, другой вариант – сами служители церкви могли предложить дофину меч, как знаковый священный символ веры. Возможно. Так или иначе – меч оказался в руках Девицы, меч ранее принадлежавший знаменитому коннетаблю (главнокомандующему) Бертрану Дюгеклене – пять выбитых на лезвии крестов свидетельствуют об этом.

Почему именно в церкви Святой Катерины? Дело в том, что Девица молилась всю жизнь двум женщинам – Святой Катерине и Пресвятой Деве Марии. Очень символичным был тот факт, что именно под покровом Св.Катерины и был найдено оружие для Жанны-освободительницы.

Теперь коснемся, собственно, Святой Катерины. Христианская великомученица за непреклонную веру была обречена императором Максимином на мученическую смерть. Было это около 305 года Нашей Эры в Александрии. По преданию для истязания Катерины были сооружены 4 колеса, снабженные острыми выступами. Жертву предполагалось привязать в центре, окружить вращающимися колёсами, тем самым причинив ей страшные мучения. Но явившийся ангел разрушил орудие пытки, Катерине отрубили голову, из раны вместо крови пролилось молоко. Тело после казни исчезло. Святую на иконах и живописных полотнах изображают рядом с колесом и очень часто с мечом, орудием казни.


Вот об этой традиции изображать Катерину с оружием и пойдет дальше речь.

Известная картина Караваджо – «Святая Екатерина Александрийская» была написана в 1598 году и признана лучшим художественным полотном, на котором изображена святая. Натурщицей стала близкая подруга художника … представительница древнейшей профессии. Надо сказать, что почти все женские образы Караваджо писал с проституток. Вот этот клинок, который держит Екатерина в руках, по мнению некоторых искусствоведов, и есть та самая знаменитая шпага Караваджо. Именно на ней был выгравирован девиз «Нет надежды – нет страха».

Художник прожил недолго – 37 лет. Тому виной не только вредные пристрастия, но и многочисленные ранения и болезни. Такой уж был человек – судьба благоволила ему, посылая богатых и влиятельных покровителей. Но он будто бы искал неприятностей на свою голову (и это очень мягко выражаясь).

Был совершеннейшим забиякой, драчуном, задирой, неоднократно подвергался аресту и сиживал за решёткой. В конечном итоге стал убийцей и окончил жизнь в бегах. Причины смерти неизвестны, тело не обнаружено. Безусловно, в наше время итальянцы постарались и «нашли» останки, захоронили и поклоняются. Но… могилу Моцарта тоже «нашли»…

Такая вот «картина маслом».

Речь не о злодее или душегубе, речь о рыцаре старейшего в мире Мальтийского Ордена госпитальеров Римско-католической церкви. А имя рыцаря – Микеланджело Меризи. Непревзойдённый Караваджо.

Он не писал набросков, не делал рисунков и эскизов. Писал сразу на холст. Работал быстро, много и весьма плодотворно. В мире сейчас подлинников Караваджо не так уж много – несколько десятков, очень сложно установить авторство, поскольку художник очень редко подписывал полотна, многие были утеряны. А после смерти был практически забыт. Вот, например, одна из подлинных картин Караваджо, где подпись он поставил кровью. Не своей, конечно. Кровь выливается из горла Иоанна Крестителя.


Караваджо стал рыцарем Мальтийского ордена в 1608 году у алтаря, который сам же и расписал, когда был послушником. «Усекновение главы Иоанна Крестителя» - самое большое и драматичное полотно художника. Лужица крови, которая растеклась тонкими струйками, и образует единственный известный автограф художника.

Художник недолго пробыл в качестве рыцаря Мальтийского ордена – меньше года. Был торжественно лишен этого звания (справедливости ради нужно сказать, что ему предлагали вступить в него вновь). Характер и вспыльчивость и тут сыграли роковую роль – ссора, драка, арест, заключение, побег. Сценарий, преследовавший Караваджо всю его короткую жизнь.

Такие вот три исторические фигуры, странным образом связанные друг с другом через века. Если вдуматься, то все трое - реально существовавшие личности, легендарные личности, весьма далёкие от военного дела и по рождению с оружием никак не связанные. Они познали славу при жизни. И падение познали, и страшную мучительную смерть в молодом возрасте, затем все эти три имени были забыты. И лишь спустя столетия мир вспомнил, что были такие - трое с оружием, которое судьба вложила им в руки.


P.S. По прочтении материалов "Процесс Жанны д,Арк "Бог и мое право". Библиотека древних рукописей.


  • Ж.I.R. project® | Глупоборцы© | Копирование без указания автора, источника и ссылки на оригинал (статьи, публикации или иного контента) запрещено. Защищено Законодательством РФ и США Об авторском праве в цифровую эпоху®