Verification: 7f2c860b9b6f6be8 Школа жизни по А.С.Пушкину

Школа жизни по А.С.Пушкину




Согласны ли вы с тем, что наша система образования нередко убивает любовь к чтению? Как будто нарочно составленная кем-то программа обучения преследует своей целью подавить тягу к хорошей литературе, интересу и способности выбирать для себя книгу, как выбирают друга и учителя.

Возьмем для примера «школьного» А.С.Пушкина. Все из вас наверняка помнят, как во 2 классе заучивали наизусть отрывок из «Руслана и Людмилы» - «…У лукоморья дуб зеленый…». А затем, примерно в 5-6 классах приходилось читать всю поэму целиком. И признайтесь, что с тех самых пор никто из вас не брал в руки книгу и не перечитывал это произведение (ну, разве что- помочь ребёнку с домашним заданием). Желания не возникало, не правда ли? А если бы наши талантливые составители школьных программ определили изучение поэмы, скажем, в выпускном 10 или 11 классе – уверяю вас, впечатление бы осталось надолго. И впечатление совершенно другое.

Пушкину едва 19 лет, он только что закончил Лицей. И меньше всего его заботят детские былинно-сказочные страшилки. Что занимает ум молодого человека в 19 лет? А вот что:

«Счастлив уж я надеждой сладкой, Что дева с трепетом любви Посмотрит, может быть украдкой, На песни грешные мои.»

Это пролог к поэме, которую мы подробно изучаем, будучи 12 лет от роду. Изучаем произведение настолько пронизанное эротизмом, что понять эту энергетику способны никак не подростки, но гораздо более умудренные опытом молодые люди.

«Вы слышите ль влюбленный шепот, И поцелуев сладкий звук, И прерывающийся ропот Последней робости?..», нет, не слышите? Конечно же, нет. Вам 11-12 лет. Какой там еще ропот, когда надо бежать скачивать новые моды от Протанки на Youtub! Раннего Пушкина вообще следует изучать будучи человеком хоть сколь-нибудь осведомленным.


Нам со школьных лет внушали, что поэта постоянно преследовали власти, и что преследования эти были продиктованы исключительно вольнодумными стихами Пушкина, его свободолюбивыми мыслями, сочувствием разного рода бунтарским настроениям.

О чём же умалчивали наши педагоги? О десятках несостоявшихся и нескольких состоявшихся его дуэлях, например. Или о деле, заведенном на поэта в 1828 году по поводу его поэмы «Гаврилиада». Пушкин всячески отрицал своё авторство на допросе, тем более, что поэма издана не была, а ходила в рукописных вариантах среди очень близких Пушкину друзей. Но вот отрывок письма : «Будучи вопрошаем Правительством, я не почитал себя обязанным признаться в шалости, столь же постыдной, как и преступной. — Но теперь, вопрошаемый прямо от лица моего Государя, объявляю, что Гаврилиада сочинена мною в 1817 году

Если вам стало интересно – почитайте, проникнитесь тогдашним настроением молодого поэта. По срокам написания «Гаврилиада» очень близка «Руслану и Людмиле».



«Ты слышала, как всё произошло?

Два яблока, вися на ветке дивной

(Счастливый знак, любви симво́л призывный),

Открыли ей неясную мечту,

Проснулося неясное желанье:

Она свою познала красоту,

И негу чувств, и сердца трепетанье,

И юного супруга наготу!

Я видел их! любви — моей науки —

Прекрасное начало видел я.

В глухой лесок ушла чета моя...»

Но мы отвлеклись. Точнее – увлеклись. Вернемся к школьной программе. Став чуть взрослее, имея в запасе опыт аж 15 прожитых лет, мы приступаем к изучению романа в стихах «Евгений Онегин». Заучиваем наизусть письмо Татьяны к Евгению или (на выбор) письмо Евгения к Татьяне. Что нам, собственно, всё едино неинтересно и утомительно. Глубины и искренности чувств познать в столь молодом возрасте мы еще не в состоянии. Кстати, никто и никогда из учителей нам не говорит имён главных героев полностью. Знаете ли вы, что Татьяна носит отчество Дмитриевна? А Евгений (как говорят некоторые исследователи) носит отчество Васильевич.

Раз в жизни открыв роман, кое-как прочитав его, мы закрываем книгу с облегчением, чтобы больше никогда не открыть её. А зря. «Евгений Онегин» - это кладезь мудрости, бездна сарказма, источник юмора. И, конечно же, симфония музыкальной речи. Вот лишь несколько цитат:


Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей: К чему бесплодно спорить с веком? Обычай деспот меж людей.

Все предрассудки истребя, Мы почитаем всех нулями, А единицами — себя.

Чем меньше женщину мы любим, Тем легче нравимся мы ей И тем ее вернее губим Средь обольстительных сетей.

Врагов имеет в мире всяк, Но от друзей спаси нас, боже!

Кого ж любить? Кому же верить? Кто не изменит нам один? Кто все дела, все речи мерит Услужливо на наш аршин?

Кто клеветы про нас не сеет? Кто нас заботливо лелеет? Кому порок наш не беда? Кто не наскучит никогда? Призрака суетный искатель, Трудов напрасно не губя, Любите самого себя, Достопочтенный мой читатель! Предмет достойный: ничего Любезней, верно, нет его.



Это ли не школа жизни?!

Пересмотрите своё отношение к Пушкину. Уверена, что вы откроете для себя много нового.



  • Ж.I.R. project® | Глупоборцы© | Копирование без указания автора, источника и ссылки на оригинал (статьи, публикации или иного контента) запрещено. Защищено Законодательством РФ и США Об авторском праве в цифровую эпоху®