Verification: 7f2c860b9b6f6be8 Блог. Вершины. Часть 6. Карл Фаберже "Вам глазунью или пашот?"

Вам глазунью или пашот?Вершины. Часть 6.

Пост обновлен 9 дек. 2018 г.

«Дорогие вещи мало интересуют меня,

если ценность их лишь во множестве бриллиантов или жемчужин»

(Карл Фаберже)


У большинства из нас при упоминании имени Карла Фаберже сразу возникают ассоциации с коллекцией роскошных императорских пасхальных яиц. Однако, сегодня речь пойдет не о них. Кстати сказать, не только русские цари заказывали такие сувениры – среди клиентов, желающих получить к Пасхе несравненное яйцо, были и Ротшильды и Нобели (всего их было создано около 70).

(Фаберже. Натюрморт. 1905 г. Хрусталь, яшма, эмаль, серебро, янтарь. Оценочная стоимость ок.1 100 000 долларов США. Музей Фаберже Баден-Баден.)


Мало кто знает, что до сих пор некоторые секреты мастерства, применённые Фаберже в его изделиях, остаются неразгаданными. Например, 150 оттенков эмали. Ни палитру, ни технологию повторить не удаётся до сих пор. Или взять его коллекцию цветов. В Москве, неподалёку от его предприятия, специально была построена теплица, где выращивались разнообразные растения. Мастер наблюдал и воплощал.

Вот еще один неразгаданный секрет технологии: в Оружейной палате Московского Кремля находится одуванчик, выполненный из хрусталя, золота, нефрита и бриллиантов. Специалисты в области ботаники подтвердили, что нежнейший пух одуванчика – натуральный, даже установили дату сбора. Каким образом Фаберже удалось сохранить природную составляющую, да ещё и закрепить камни на кончиках пушинок – загадка.

Но мы даже не об этом сегодня. Не про гений художника. Мы про выдающегося предпринимателя – Карла Фаберже. Его предприятие не было узкоспециализированным ювелирным производством. Выпускалось всё – от посуды до вееров. Причем, ценовая политика была такова, что даже самый бедный покупатель мог позволить себе нечто недорогое со знаменитым клеймом. Заколку для волос, например, или крошечное пасхальное яйцо-брелок. И вся продукция была высочайшего качества. Глава фирмы самолично разбивал вдребезги изделие, пусть даже готовое, если оно не отвечало его требованиям – будь то техника исполнения, дизайн и т.д.

Сотни отлично обученных подчиненных, объединенных в полуавтономные группы или мастерские. В состав входили уникальные и редкие специалисты. Группа работала сообща над одной вещью под наблюдением старшего мастера, который отчитывался перед Фаберже. Обо всех работниках заботились, их очень ценили за личный вклад в общее дело. В мастерских, как в питомнике, выращивали таланты – любые таланты – художественные, технические, экономические. Сначала вещь оценивалась с позиции стоимости производства и только потом идея воплощалась в изделие. Если граница рентабельности компании нарушалась – менялся дизайн или модель в производство не поступала.

Карл Фаберже был образцом современного бизнесмена-работодателя. Дизайн, материал, сбыт – это всё он обеспечивал своим работникам. Химики, ювелиры, резчики, художники, оправщики порой жили и работали в разных концах империи – так широко шагнул бизнес. Истинная гениальность Фаберже заключалась в его способности увидеть, соединить и применить творчество и талант своих мастеров. У него в мастерских работали люди счастливые – в этом была еще одна составляющая успеха фирмы. О подчинённых беспокоились, им очень хорошо платили, с ними обращались как с творческими личностями, авторство никто у них не отнимал, даже наоборот – авторство подчеркивалось и поощрялось. Сейчас такой подход к персоналу – большая редкость – часто ли мы слышим, что глава фирмы делит с наёмными работниками славу, прибыль, заботится об их здоровье и благополучии?

Увы, насколько всё хорошо развивалось, настолько же катастрофично всё закончилось. Революция, пришлось спасаться бегством. Ни один из членов семьи не остался в России. Фирма существует и процветает уже в другой стране и продолжает создавать шедевры, достойные Дома Фаберже.

P.S. Совсем недавно было представлено яйцо "Дух экстаза" совместно с Rolls-Royce Motor Cars.

(Белое и розовое золото, горный хрусталь, эмаль, 10 карат бриллиантов, 390 карат аметистов. Частная коллекция)


  • Ж.I.R. project® | Глупоборцы© | Копирование без указания автора, источника и ссылки на оригинал (статьи, публикации или иного контента) запрещено. Защищено Законодательством РФ и США Об авторском праве в цифровую эпоху®