Verification: 7f2c860b9b6f6be8 Паганини

Вершина. Часть 6. Музыка.

«Человек, находящийся на самой вершине горы, не упал туда с неба.» (Конфуций)

Эта вершина окутана таким плотным облаком тайн, домыслов, слухов и всякого рода мистификаций, что трудно порой разглядеть её реальные очертания. Несмотря и вопреки этому имя Паганини сияет недосягаемой высотой.

Цикл из 24 каприсов Паганини в оригинальной партитуре до сих пор находится вне возможности скрипачей. Да, отдельные произведения входят в репертуар самых виртуозных музыкантов. Но вершины исполнения не достиг никто. Почему? – спросите вы, да потому что Паганини обладал сверхъестественным мастерством. К тому же, особое строение кистей рук и пальцев Паганини позволяло ему применять такую технику игры на инструменте, которая не подвластна большинству исполнителей. Современные ученые связывают этот феномен с проявлением синдрома Марфана, который и сообщил чрезвычайную подвижность и растяжку суставам музыканта.

Но прежде всего в основе его потрясающего владения скрипкой лежит ежедневный многочасовой труд. Причем, с самого что ни на есть юного возраста, а именно – с 5 лет. Кроме всего перечисленного, музыкант был первооткрывателем, новатором и изобретателем новых техник, приёмов и способов извлечения звуков из скрипки.

Вокруг его имени сложилось

столько небылиц, что отделить сейчас правду от вымысла очень сложно. Единственная подтвержденная документально дата в его жизни – рождение сына. Можно сказать с уверенностью также, что струны ему никто не подпиливал. Во-первых, потому что играл Паганини исключительно на струнах из натуральных жил. Металлические струны были в то время лишь новинкой мало распространённой. Во-вторых, потому что надобности такой не было. Паганини сам снимал струны с инструмента для исполнения некоторых своих произведений. Делал он это специально, иногда просто шокировал публику, иногда исполняя заказанную пьесу для одной струны или двух. Есть легенда, о том, что учась в консерватории он стал жертвой заговора сокурсников и те, чтобы досадить талантливому сопернику подрезали ему струны перед экзаменом. Но это лишь легенда.

В юности Паганини всячески поддерживал ореол скандальности вокруг своей персоны. Вырваться из нищеты и приобрести известность во что бы то ни стало – вот была цель. А когда порочный образ стал обузой, было уже поздно что-то менять. Этот статус Мефистофеля от музыки он подкреплял неумолимой жадностью к гонорарам. Цены на билеты были просто баснословными, да и тщеславие ему не было чуждо. Любил иной раз блеснуть мастерством среди простого люда. Всемирно известный виртуоз, обладатель огромного состояния не гнушался игрой среди толпы. До него этого не делал никто, да и после него – много ли примеров у нас на слуху?







Ещё одна легенда – внимание к персоне Паганини со стороны Ордена Иезуитов. Это похоже на правду. Большое состояние музыканта было привлекательным для ордена, даже после смерти многочисленные скитания праха маэстро – дело рук церковников с целью заполучить хоть толику наследства.

Единственное прижизненное фото Паганини

Теперь об инструменте. Знаменитая «Большая Пушка» или Вдова Паганини, как её теперь называют, работы Гварнери дель Джезу, была завещана родному городу Паганини – Генуе, где и хранится до сих пор. Но…об инструментах подробнее мы поговорим в другой раз. Это особая тема, и заслуживает отдельного разговора.




«Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём»
(Э.Григ)
  • Ж.I.R. project® | Глупоборцы© | Копирование без указания автора, источника и ссылки на оригинал (статьи, публикации или иного контента) запрещено. Защищено Законодательством РФ и США Об авторском праве в цифровую эпоху®